Характер русского адвентизма

С. Д. Бондарь, чиновник особых поручений при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий.


О характере русского адвентизма, как активного религиозного движения, надобно заметить следующее. Наряду с баптизмом и евангельским христианством русский адвентизм проявляет особенную жизнедеятельность. Адвентистское движение захватывает собой все новые и новые области Европейской и Азиатской России, обнаруживая неуклонное стремление к постоянному численному возрастанию. Миссия адвентизма ведется настойчиво и энергично. Все адвентистские организации (конференции, комитеты, общины и т. п.) преследуют по преимуществу миссионерские цели.

Миссия адвентизма ведется проповедниками, библейскими работниками, пресвитерами общин, кольпортерами (книгоношами) и всеми вообще членами общин. Проповедники, библейские работники и пресвитеры устраивают молитвенные собрания, «благовествуют», посещают дома и семьи частных лиц, распространяют адвентистскую духовную литературу. Особенную услугу адвентистской миссии оказывают разъездные проповедники и кольпортеры (книгоноши). Разъездные проповедники (миссионеры) посещают общины и занимаются миссией среди “неверующих”. Сведения об их деятельности печатаются в приложениях к журналу „Маслина”. Кольпортеры распространяют адвентистскую духовную литературу. Наконец, и каждый „верующий” адвентист должен быть „свидетелем Иисусом”, должен содействовать распространению „3-ей евангельской вести” (адвентизма).

Как указано было выше, российская уния и сибирское унионное поле содержали к 1 Января 1911 г. 58 проповедников. Получаемое ими содержание не одинаково. Библейские работники получают 9 — 10 рублей за каждую неделю „работы”; разъездные проповедники приблизительно и 3—15 руб. в неделю; старшие проповедники 20 — 25 рублей в неделю. Содержание проповедников и библейских работников колеблется в зависимости от того, живут ли они в крупных центрах или же в незначительных городах и деревнях. При назначении содержания принимается во внимание и семейное положение проповедника. Расходы по разъездам проповедников возмещаются унисонным комитетом или комитетами соединений особо.

В числе 58 адвентистских проповедников, в России было: 13 природных русских, 37 инородцев и 8 иностр. подданных,

Средствами адвентистской миссии являются, прежде всего, призывные и библейские собрания адвентистов. На призывных собраниях лица „неверующая”, „необращенные” призываются уверовать во Христа и принять адвентизм. На „библейских” собраниях разъясняются эсхатологические чаяния адвентистов 7-го дня.— Молитвенные собрания адвентистов устраиваются в постоянных молитвенных помещениях, в домах частных лиц, нередко даже под открытым небом—на дворе, в садах и даже в сараях (См. отчет А. Гонтара „Из “Малороссийского поля”, 4-е Майское прил. к „Маслине” 1911 г.).

Другим средством мисси являются посещения семейств, кружки „приближающихся” и т. п. Посещения семейств составляет непременную обязанность всех адвентистских проповедников. Отчеты об этих посещениях посылаются комитетам соединений или униона. Кружки „приближающихся” устраиваются многими адвентистской проповедниками; при этом „приближающиеся” наставляются в вере.

Третьим средством адвентистской миссии является адвентистская духовная литература. Адвентистское Международное Трактатное Общество в Гамбурге и Трактатное общество в России выпускают тысячи популярных религиозных книг, брошюр и листков на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках, распространяющих в широких народных массах адвентистские чаяния. Адвентистская духовная литература распространяется не только книгоношами, но и проповедниками и ВСЕМИ вообще членами общин. Одним из средств адвентистской миссии являются также периодические съезды или конференции адвентистов 7-го дня. Конференции, как указано, было выше, имеют по преимуществу миссюнерски-проповеднический характер. На конференции собираются лучшие проповеднические силы адвентистов 7-го дня (нередко проповедники из-за границы). Здесь раздается „третья ангельская весть”. Здесь же слушатели заражаются общим религиозным воодушевлением адвентистов.

Наконец, одним из средств адвентистской мисси является организация врачебной помощи. Адвентистские врачебные организации в России находятся еще в зачаточном состоянии. По Уеагbооk for 1910, в 1908 г. Малороссийское поле имело двух „миссионерских фельдшериц” (сестер милосердия) — Розу Клейст и Ольгу Наукас. В и909 г. проповедническую школу в Фриденсау окончила девица Петрова, назначенная Митавской унюнной конференцией на должность фельдшерицы (сестры милосердия) среднероссийского поля.

Значительную услугу адвентистской мисси оказывает журнал „Маслина” (Журнал „Маслина” издается „Международным Тракт. Обществом” в Гамбурге. Выходить один раз в месяц. Подписная цена 1 р. 50 к. на год с приложениями) .

, освящающий нужды адвентистской миссии в России и дающий раскрытие эсхатологических чаяний адвентизма 7-го дня.

Почти все проповедники русского адвентизма получили образование за границей, по преимуществу в проповеднической школе в Фриденсау (Германия). В этой школе имеется отделение” для русских воспитанников.

Адвентистская миссия в России пользуется материальной поддержкой иностранных адвентистов. Так, на устройство адвентистской проповеднической школы в России, как указано, английские адвентисты ассигновали 10 тыс. рублей. Из отчета за 1909 г., прочитанного на унионной конференции в Митаве, видно, что за 1909 г. доходы русской унии составляли 30082 р. 60 к., расходы же — 43357 р. 50 к. Дефицит в 13 тыс. рублей решено покрыть поступлениями из-за границы.

Силу адвентизма 7-го дня составляет его превосходная организация и его общинное устройство.

Центральные организации адвентистов заботятся о наилучшей постановка адвентистской миссии, объединяют её деятельность, направляют её к одной общей цели. При тесной сплоченности адвентистских общин и внутренней автономии их миссионерские начинания центральных организаций находят единодушную поддержку в коллективной деятельности каждой общины. Это превращает секту адвентистов в живое и активное религиозное общество.

Отношение адвентистов 7-го дня к Православию определяются их общим взглядом на себя и на все прочие христианские церкви и общества. Только адвентисты 7-го дня составляют живую истинную церковь, пребывающую в благодатном общении с Христом. То, что находится вне адвентизма 7-го дня (след. и Православие), есть „христианство ложное”, „христианство по имени”, есть „Вавилон духовный”, которому „приговор уже изречен” и который будет уничтожен в явление Господа Иисуса Христа.

Адвентизм 7-го дня (Очерки сектоведения издаваемые под редакцией А. Н. Харузина, Директора Департамента Духовных Дел. Выпуск 2). С. Д. Бндарь, С-Петербург, Типография Министерства Внутренних дел, 1911 г., стр. 97-101.