И. Г. Айвазов, московский епархиальный миссионер
Протокол 1910 г. мая 29 Судебный следователь Московскаго окружного суда по особо важным делам в камере своей допрашивал с собл… ст. Уст. угол. суд. нижепоименованного в качестве эксперта, и он показал: Иван Георгиевич Айвазов, московский епархиальный миссионер, живущ. В доме № 22 по Большой Никитской, 2 уч.. Тверской ч., гор. Москвы.
Секта адвентистов получила свое название от латинскаго слова adventus, что значит пришествие. Такое название секта усвоила, потому что отличительную и главную особенность ея составляет учение о скором втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю. Родина адвентизма Северная Америка, адвентизм первоначально появился в 1830 году. Первым проповедником его явился некто Вильям Миллер из Массачусетс (1781-1849 г.), бывший баптистом. Миллер объявил, что на основании пророчеств, по преимуществу, ветхозаветных, надлежит точно знать год втораго пришествия Христа и в своих брошюрах вычислил пришествие Христа в 1844 апреля 14 дня. Когда вычисление Миллера не подтвердилось, то адвентисты стали указывать другие сроки: 1913, 1914, 1924 и 1925 г. После смерти Миллера адвентисты поделились на общины из-за мелких. разногласий, причем каждая община усвоила себе и особое название. Среди этих общин самая распространенная это Адвентисты седьмого субботняго дня», которые имеются и в России, в частности и в Москве, где во главе их стоит Отгон Вильдгрубе. Центром общины «адвентистов седьмого – субботняго дня» является Баттле-Куеек в Мичигане, в С. Америке. Здесь же находятся и две главныя миссионерския организации этой общины: «Международное трактатное общество» и «Международный союз Субботников». Во многих больших городах Америки, Азии и Африки эти организации имеют свои отделения. В Европе же их деятельность сосредоточена в Базеле и Гамбурге. В Гамбурге имеется «особое Международное издательское общество» и мессионерская семинария. Здесь же издается журнал: «Маслина». Все эти адвентистския организации издают массу брошюр, как-то: «Библейский чтения о настоящей истине», «Суббота Новаго Завета» и мн. др., в которых излагают свое учение и обличают несогласных с ними. Всюду и разными путями, платно и бесплатно, они распространяют свои издания чрез своих книгонош или «кольпортеров» и чрез других лиц. Из Америки и, главным образом, из Гамбурга, названный адвентизм в конце 80-х годов прошлаго века проник и в Россию, сперва в среду немцев-колонистов, принадлежащих к разным протестантским сектам: баптистов, менонитов и др., а затем и в среду русских сектантов: штундистов, баптистов и др. Отсюда он стал распространяться чрез питомца местной семинарии Шамкова, адвентизм в 1905 г. появился в Москве. Шамков проработал в Москве недолго. Его сменили братья Юркины, особенно Роман Юркин, а в настоящее время во главе адвентистской пропаганды в Москве стоит Вильдгрубе. В интересах адвентизма Россия теперь выделена в особый «Российский союз» и разделена на девять частей или «полей», именно три союза или соединения, это прибалтийское, кавказское или южно-российское, и шесть «миссионерских полей»: восточно-российское, малороссийское, сибирское, средне-азиатское и средне-российское. В состав последняго поля входит г, Москва. Во главе каждаго поля стоит комитет из пяти лиц. Председателем среднероссийскаго Комитета является Вильдгрубе. Он же является и старшим служебным лицом или проповедником. На его обязанности лежит устройство «призывных собраний» или просто пропагаторских публичных бесед, крещение совращенных, совершение «вечери», рукоположение новых проповедников», заведывание местными миссионерскими учреждениями и разъезды в пределах своего «поля». Вторым лицом после него является «библеист» или «библейский работник», который на «призывных собраниях» читает и разъясняет библию. Сейчас на этой должности состоит некто Гайдншар, послушник Вильдгрубе. Имеются еще и кольпортеры, это миссионеры-книгоноши, на обязанности которых лежит распространение адвентистской литературы, объявлений и привлечение народа на «призывный собрания.
Таков строй адвентистских «церквей» – общин повсюду. Для покрытия расходов» по пропаганде существуют особые сборы: 1) сбор «десятины», т.е. каждый адвентист должен отдавать в Комитет своего поля одну десятую часть своего дохода. За этим сбором Комитет усиленно следит; 2) сбор «первого дня недели», 3) сбор молитвенных дней, 4) сбор субботней школы и 5) сбор миссионерского издательского кружка. Что касается догматическаго учения адвентистов седьмого дня, то оно является с двумя чертами: положительной и отрицательной. Положительное учение их, за некоторыми очень существенными же исключениями это общепротестантское. Особенности следущия: 1-я — учение, о скором втором пришествии Христа с точным вычислением года его пришествия; 2-я, 1000-летнее царствие Христа на небе с адвентистами, которых Христос во 2-е пришествие возьмет с собою в числе 144, 000; 3-е смертность с телом души человека, так что совершенно теряется различие между душою и телом, 4-е воскресение во 2 пришествие Христа только адвентистов, а находящиеся в живых ложные-де христиане и язычники будут включены в ров на 1000 лет; 5-е по окончании 1000 лет наступит страшный суд. Воскреснут все, причем грешники, т.е. все, непринадлежащие к адвентистам, окончательно будут истреблены и телом и душою, а адвентисты навеки воцарятся со Христом; 6-е необходимость празднования Субботы вместо воскресного дня. Римский попа – антихрист, получивший свою антихристову власть от императора Юстиниана. Отсюда у адвентистов принципиальный отрицательный взгляд на светскую и духовную власти, коль скоро носители власти не являются адвентистами. Православные – это «идолопоклонники». Адвентисты отрицают обрядовую сторону в православной вере, отрицают: храмы, иконы, крест, крестное знамение, молитвы святым и Богородице, молитвы за умерших, св. мощи, безсмертие души, крещение младенцев и все таинства. Крещение взрослых и «вечеря» у них обряды. При отрицании, они нередко похуляют чужия верования. По сущности своего облика своего вероучения адвентисты субботняго дня справедливо признаются переходною ступенью от христианства к раввинистическому еврейству. А их учение о годе пришествия Христа порождает такие религиозные эксцессы, как известное «Малеванское движение», завершившееся Павловским разгромом церкви в Харьковской губ. Московский епархиальный миссионер, эксперт Иван Георгиевич Айвазов
ЦИАМ, ф. 142, оп. 1, д. 2078, л. 353-354 об.