Адвентизм

Р. А. Лопаткин, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Адвентизм, как и большинство позднепротестантских образований, возник в США, в 30—50-х гг. XIX в. Название этого протестантского направления происходит от латинского adventus — пришествие. В нем выражена вероисповедная и теологическая специфика этой церкви — особая вера в близкое второе пришествие Иисуса Христа как центральный пункт вероучения адвентистов. Идейные истоки адвентизма коренятся в религиозно-философском движении ривайвелизма XVIII в. с его призывами к духовному возрождению и возвращению к истинной апостольской церкви, эсхатологическими и милленаристскими настроениями, отражавшими в религиозной форме социальный протест против тяжелого положения масс в эпоху «дикого» капитализма.

Родоначальником адвентизма стал американский баптистский проповедник Уильям Миллер, объявивший в 1831 г., что ему будто бы удалось, изучая Библию, вычислить точную дату второго пришествия Христа. И хотя предсказанное им сначала 21 марта 1843 г., а потом 21 марта и 22 октября 1844 г. пришествие так и не состоялось, что вызвало «великое разочарование» у его последователей, тем не менее начало было и из оставшихся верными его идее последователей со временем образовалось несколько сект — евангелические •адвыентисты, адвентисты грядущего века и др. Но самой крупной ветвью движения стали адвентисты седьмого дня. Ее становление и все последующее развитие и деятельность связаны с именем проповедницы и пророчицы Елены (Эллен) Уайт ). Согласно одному из ее пророчеств, адвентисты стали праздновать субботу вместо воскресенья и с 1860 г. начали официально именовать себя Церковью адвентистов седьмого дня.

В 1863 г. в США была образована Генеральная конференция (Всемирный союз) АСД, которая постепенно распространила свою деятельность на весь мир.

В России последователи адвентизма появились в начале 80-х гг. XIX в. Как и баптизм, адвентизм распространялся первоначально среди немецких колонистов юга России эмисарами из Германии. Первая община АСД была организована в 1886 г. проповедником Людвигом Конради среди немецких колонистов Крыма. Отсюда адвентизм распространился на Южную Украину, Дон, Северный Кавказ, в Поволжье. Одновременно с Конради в Закавказье в меннонитской общине вел пропаганду адвентизма Конрад Лаубган. Проникали идеи адвентизма и в Прибалтику.

На первых порах, приняв адвентистов за осужденную Православной церковью ересь жидовствующих, местные власти подвергли их суровым преследованиям, арестовав проповедников. Потом какое-то время рассматривали эту новую веру как внутреннее дело немецких колонистов, пользовавшихся свободой вероисповедания, но всячески преследовали привлечение в немецкие адвентистские общины русских из православных. Поэтому русские общины АСД стали формироваться самостоятельно. Первая из них была образована в Ставрополе сосланным туда из Киевской губернии Феофилом Бабиенко в 1890 г. Адвентистам из русских приходилось проводить отдельные собрания вплоть до 1905 г.

Адвентисты подвергались не только преследованиямсо стороны Православной церкви, но и нападкам баптистов и лютеран, поскольку именно из их числа формировались первые адвентистские общины. Эсхатологическая проповедь адвентистов наибольшим откликом пользовалась среди рабочих, ремесленников, мелких торговцев.

Лидеры российских адвентистов заняли позицию подчеркнутого невмешательства в политику, что особенно проявилось в революционной ситуации 1905 г. Когда 17 апреля 1905 г. был обнародован Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», дозволявший свободный переход из православия в другие вероисповедания, равно как и беспрепятственно совершение богослужения этими общинами, руководители российских адвентистов направили Николаю II «Благодарственный Адрес», в котором разъясняли принципы своего вероучения и благодарили за дарование «всем Христианским Вероисповеданиям желанной свободы совести», «в полной уверенности, что ее блага будут предоставлены и нам» (Юнак Д. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России. В 2 т. Том I. Заокский, 2002. С. 54-57) . Это способствовало легализации адвентистских общин, и в 1906 г. адвентисты были уравнены в правах с баптистами. Циркуляр Министерства внутренних дел от 6 ноября 1906 г., подписанный Н.А.Столыпиным, гласил: «Ныне Правительствующий Сенат от 14 марта 1906 г. № 2783 разъяснил, что учение адвентистов представляется схожим с учением баптистов и может быть рассматриваемо как один из видов последнего, а т.к. баптистам по ст. 1106 Устроения иностранных вероисповеданий разрешено свободно исповедовать их вероучение, то нет достаточных ос-нований к отказу в том же и адвентистам.

Ввиду сего и в целях устранения неопределенности в вероисповедном положении адвентистов, насчитывающих в России около 3000 приверженцев, я признаю необходимым разъяснить, что на секту адвентистов распространяется действие нссх правил, установленных для баптистов» (Цит. по: Белов А.В. Адвентизм. Изд. 2-е. М., 1973. С. 50-51).

Это правительственное решение позволило адвентистам упорядочить структуру своего униона, что было очень важно, впредь не придавать значения национальному (языковому) составу членов общин. До этого русскоязычные и немецкие общины адвентистов седьмого дня по требованию властей существовали раздельно.

С момента возникновения и до 1907 г. адвентистские общины в России находились в организационной зависимости от Германского, а позднее — Германо-Российского униона. После легализации в 1907 г. состоялся Первый Всероссийский съезд АСД, положивший начало самостоятельной Российской церкви АСД, которая с 1908 г. была выделена в Русский унион Всемирного союза АСД с центром в Риге. Несмотря на возобновившиеся в 1911 г. притеснения, особенно усилившиеся во время Первой мировой войны, к 1917 г. в России число адвентистов составляло около 7000.

Декрет советского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви значительно расширил правовые возможности для адвентистской проповеди. Руководители АСД заняли лояльную к новой власти позицию. Особенно приветствовали адвентисты Декрет Совнаркома от 4 января 1919 г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Даже в тяжелых условиях гражданской войны Церковь АСД росла численно и укреплялась организационно. В октябре 1920 г. в Москве был учрежден Всероссийский союз общин АСД, насчитывавший уже 11 тыс. членов. Было создано адвентистское издательство «Патмос» осуществлявшее издание журналов «Благовестник», «Голос иститины», «Адвентистский вестник». В 1926 и 1927 гг. в государственных издательствах была издана Библия большого и карманного формата, был разрешен ввоз Библии из-за рубежа.

В середине 20-х гг. Церковь АСД пережила раскол на почве отношения к власти и службе в армии. Отделившаяся часть адвентистов-реформистов назвала себя Всесоюзной церковью верных и свободных адвентистов седьмого дня. Они считали недопустимым участие своих членов в советских общестгвенных организациях (например, в профсоюзах), повторное вступление в брак законно разведенных, уклонялись от гражданских повинностей, в частности от воинской службы (Есть основания полагать, что этот раскол в значительной мере стал результатом тщательно спланированной провокации ОГПУ. См. Юнак Д. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня. В 2 т. Т. 1 (1886-1981). Заокский, 2002. С. 224-227) . V(1924) и VI (1928) Всесоюзные съезды АСД подтвердили свою лояльность советской власти и решительно отмежевались от взглядов и действий адвентистов-реформистов (Христианские чтения: Ежегодник Церкви АСД. 1990. М., 1989. С. 66).

Начиная с 1929 г. адвентисты, как и другие сектантские объединения, стали объектом усиленного давления и преследований со стороны властей. Одним из формальных обвинений в их адрес был отказ работать и отпускать детей в школу по субботам. На адвентистов навешивали ярлыки «агентов Германии и США». В середине 30-х гг. Всесоюзный совет общин АСД прекратил свое существование, многие члены и служители церкви подверглись репрессиям.

В годы Великой Отечественной войны и сразу после нее наступило некоторое послабление. Регистрировались общины АСД, особенно большое число на освобожденных территориях, однако регистрация продолжалась только два года ,— 1945 и 1946. В 1946 г. был вновь сформирован Всесоюзный сонет АСД (ВСАСД). Но его деятельность была непродолжительной, В 1960 г. он вновь был распущен властями, которые были недовольны активностью ВСАСД по возрождению поместных церквей. Общины АСД вели автономную полулегальную деятельность, подвергались сильному давлению со стороны властей и органов КГБ. В этих условиях Церковь ЛСД пережила раскол, вызванный противоборством лидеров, но главным образом — вмешательством властей во внутренние дела церкви.

Лишь после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки, положение стало улучшаться. В 1977 г. руководители ряда общин и групп АСД учредили должность старшего проповедника в РСФСР. В 1979 г. сформировался Совет проповедников во главе с М. П.Кулаковым. В 1981 г. произошло объединение всех общин АСД на территории России. Была установлена постоянная связь с Генеральной конференцией АСД. В 1986 г. началось строительство духовно-административного центра в пос. Заокский Тульской области.

В 1990 г. состоялся съезд церквей АСД России, который принял Устав Российского униона (союза). В настоящее время на территории России действуют Генеральная конференция (Евро-Азиатский дивизион) церквей христиан адвентистов седьмого дня, юрисдикция которой охватывает Россию, страны СНГ и Балтии, и входящие в нее три Союза объединений церквей АСД: Западно-Российский союз Церкви христиан адвентистов седьмого дня, охватывающий объединения поместных церквей от Калининграда до Урала, с Духовным центром в г. Климовске Московской области; Восточно-Российский союз Церкви ХАСД, охватывающий территорию от Урала до Сахалина, с Духовным центром в Новосибирске и Кавказская союзная миссия, охватывающая территорию от Ростова-на-Дону до Чеченской республики.

Внутри союзов существуют объединения поместных церквей — Региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей). На территории Российской Федерации имеется 17 таких объединений.

Первичной организацией ХАСД является поместная церковь (община верующих). Ее деятельностью руководит Совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви — членское собрание общины. На территории Российской Федерации действует, по данным руководства Церкви, более 800 общин АСД, которые насчитывают более 50 тыс. членов. В органах Министерства юстиции РФ на 1 января 2004 г. зарегистрированы 646 религиозных объединений АСД, в том числе 24 централизованных религиозных организации, 620 поместных церквей, одно духовно-образовательное заведение и одно религиозное учреждение.

Высшим органом является Съезд церквей АСД России. Последний съезд состоялся в 2004 г. Съезд избрал руководителей Союза АСД, внес поправки в Устав, наметил планы служения Церкви на территории России.

Церковь ХАСД уделяет большое внимание социальному служению, проблемам взаимоотношения церкви и общества. Одними из первых среди протестантов адвентисты разработали и приняли программный документ — «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня»(2002 г.). Этот документ рассматривается Церковью как «призыв к социально активному и ответственному служению каждого верующего». Активное участие приняла Церковь ХАСД и в выработке общей «Социальной позиции протестантских церквей России» (2003 г.)

Церковь ХАСД имеет Духовную академию в пос. Заокском Тульской области, готовящую пасторов, регентов церковных хоров, а также агрономов, бухгалтеров, секретарей-референтов и социальных работников. При академии действует учебный сельскохозяйственный центр по подготовке специалистов по выращиванию овощей с использованием метода д-ра I Миттлайдера. Под опекой Церкви находится ряд общеобразовательных школ и гимназий. В каждой общине организованы школы религиозного обучения детей.

Адвентистское издательство «Источник жизни» выпускает различную религиозную литературу, журналы «Адвентистский вестник» (ежеквартально), «Теперь время», «Альфа и Омега» (журнал для пасторов Церкви), детский журнал «Остров сокровищ». Работает радиотелецентр «Голос надежды» (г.Тула), передачи которого транслируются по телевидению «СТС-арсенал», СМЬ и на каналах «Радио России», «Радио-Маяк», «Радио-Визави», Тульское радио, «Тарусское семейное радио», в Нижнем Новгороде вещает радиотелецентр «Три ангела».

Церковь осуществляет обширную благотворительную программу при поддержке Всемирного центра АСД. В Москве открыт Адвентистский центр здоровья, в Рязани — клиника для детей, больных церебральным параличом.

На территории России действует Адвентистское агентство помощи и развития (АДРА). Эта независимая неправительственная всемирная организация создана для служения обществу при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, причем помощь оказывается нуждающимся независимо от их национальности, политических убеждений и вероисповедания. Начиная с 1990 г., АДРА осуществила в России несколько десятков гуманитарных проектов. Только в 2001—2003 гг. оказана помощь медикаментами, продуктами питания, одеждой, обувью, одеялами пострадавшим от наводнения жителям и Ленска, Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской области. В порядке срочной помощи были обеспечены теплой одеждой для детей, одеялами, валенками, шапками 450 семей, пострадавших от землетрясения в Алтайском крае. Организуются бесплатные столовые для нуждающихся. И 100 городах России осуществляется проект «Сделай свой город чистым».

История религий в России, Российская Академия Государственной Службы при Президенте Россиской Федерации, Учебник, Издание 2-е дополненное, М. Издательство РАГС, 2004 г., стр. 425-421.